You are welcome gentlemen in our Strikeball forum!

Cerber Team

Объявление

Друзья! Братья и сЕстры! Форум снова в действии, все на tacticball.co.il/forum вперед!!!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Cerber Team » History forum » "Великая Русь и болтливая жидь" Семинар в Реховоте, посвященный русск


"Великая Русь и болтливая жидь" Семинар в Реховоте, посвященный русск

Сообщений 1 страница 30 из 30

1

Семинар состоялся. Познавательно во всех отношениях, особенно взаимотношение племен в изложении популярного русского языка  :D
Организаторам большое спасибо, надеюсь будет продолжение.

0

2

хи,я передам олегусу,что в его интерпретации всё гораздо увлекательнее :)

спасибо.будет обязательно.

0

3

Выяснил тут про редкое единодушие адептов "западной", "славянофильской" и "евроазиатской" концепций. Оказывается, на данный момент, все сошлись наконец на том, что вопрос происхождения самого слова "Русь" является второстепенным. Каждый по собственным причинам, но все согласны, что нельзя построить историческую доктрину, отталкиваясь от этимологии одного единственного слова. Предлагаю и нам не разбирать до усрачки все эти "руси", "росси", "раси", а вскользь упомянув об имевшей место полемике, больше сосредоточиться на исторических процессах, происходивших тогда.

0

4

Мысль хорошая, и правильная, на мой взгляд

0

5

разве что если вскользь
в прошедшую среду уже имела место полемика о полемике и лично мне мало не показалось  :)

0

6

Вскользь,вскользь. Все, что на мой взгляд следует упомянуть - это что до определеннго момента о происхождении слова велись очень жаркие споры. Было приведено множество аргументов о славянском и скандинавском происхождении, была собрана огромная база. И теперь можно с уверенностью заявить - слово "Русь" может быть как славянского, так и скандинавского происхождения. Просто несколько поколений ученых мудаков почему-то считали, что убедительное доказательство чего-то одного придаст больший вес их доктринам. Типа если слово славянское - это доказывает самобытность развития Руси, а если скандинавское - доказывает большую связь русских путей развития с западными и зависимость от них. Бред. По-моему спор в гораздо большей мере политический, чем ученый. Вот и все, что лично я хотел сказать.

0

7

Этот форум открыт для участников семинара и всех интересующихся русской историей. Поскольку не все всегда могут присутствовать на встречах, сюда будут выкладываться конспекты, дабы мы все продвигались в одном ритме. Это планировалось сделать и ранее, для чего была открыта ветка "исторический семинар", но тогда эта идея не получила одобрения. К тому же на ветке были выложены вещи, не относящиеся прямо к тематике семинара. Сейчас мы это исправляем. Посты, имеющие отношение к семинару, перенесены сюда, остальные оставлены там. Вопросы организации и планирования тоже будут обсуждаться здесь. Добро Пожаловать!

0

8

Для тех, кто не был на нашей последней встрече, изложу вкратце, что там было
  Вобщем, мы начали рассуждать о собственно русской истории. Поскольку эта история продолжается по сей день, и не просто происходит где-то там, а довольно активно продолжает влиять на очень многие аспекты жизни человечества вообще, мы(да наверное и никто) не рассуждаем о русской истории абстрактно и отвлеченно. Об известных нам фактах и процессах у нас уже имеется свое мнение. Об узнаваемых впервые мы составляем мнение. Я говорю о мнении "оценочном", используещем категории "лучше-хуже", "нравится-не нравится", "люблю-ненавижу" и т.д.
  В свете этого я счел нужным в начале рассказать о существующих сегодня историко-философских концепциях. С чего и началось наше обсуждение. Итак, вкратце:
  1:"западная" или "европейская" концепция. Ученые-"западники" или, как их еще называют, "вестернизаторы" утверждают сходство или даже идентичность российских и европейских путей развития. Русские особенности такими учеными отрицаются, игнорируются или ставятся в подчиненное положение.
  2: "славянофильство","русофильство". Концепция, утверждающая самобытность "русского пути", непохожесть его ни на какой другой. Западное влияние приуменьшается, и как правило, ему дается отрицательная оценка.
  3: "славянофобы","русофобы". Ученые, также заявляющие о принципиальном отличии русской цивилизации как минимум от европейской. Русская представляется отсталой и примитивной, либо демонизируется.
  4: "евроазиатская" концепция. Учение, исходящее из идеи об особом, мессианском предназначении России, заключаещемся в объединении в себе всего западного и восточного, и построении новой, "евроазиатской" цивилизации.
  5: Школа Л.Гумилева: сочетание традиционной научно-исторической методологии с оригинальной "пассионарной теорией этногенеза".В двух словах это - " историческая и этнологическая теория, описывающая исторический процесс, как взаимодействие развивающихся этносов с вмещающим ландшафтом и другими этносами. Определяет и описывает понятия этноса (точнее, несколько видов этнических систем), вводит понятие пассионарности, описывает типичные процессы этногенеза и взаимодействия этносов."
  6: Различные концепции альтернативной истории, колеблящиеся от дешевой сенсационности до полного бреда.

  Вайсман добавил о теориях Вернадского, имеющими, как я понял, немало общего с гумилевскими, но имеющими также и особенности. О них я писать пока не буду, т.к. если что, не смогу ответить за базар. Вася, будь добр, чиркни ты

  Мы не ставим своей целью предложить в корне отличную, или "единственно правильную" концепцию русской истории. Цель здесь заметно более скромная: помочь сформировать основные представления о процессах развития российского государства и показать наиболее значимые взгляды историков на эти процессы и их обоснование. Это позволит каждому участнику семинара сформулировать собственные представления об истории России.

  Потом мы перешли к обсуждению состояния восточно-славянского мира непосредственно перед приходом Рюрика.

  http://rushistory-box.stsland.ru/Map/11_map_max.jpg

    Красным цветом выделена территория, которую занимали восточные славяне, составившие впоследствии древнерусскую народность. Наиболее восточные из них - вятичи и северяне - находились в зависимости от Хазарского Каганата. Они платили хазарам дань, на их территориях распологались хазарские гарнизоны. Есть теории (принадлежат в основном ученым-русофобам), предпологающие что влияние каганата распространялось и дальше. По одной из них даже Киев был основан хозарами. Но эти теории не имеют прямых подтверждений, а следовательно остаются гипотезами.
  Чего не скажешь о зависимости кривичей и ильменских славян от варягов. В скандинавских письменных источниках неоднократно упоминается о дружинах, собирающих дань в "Гардаре". Притом, в отличие от дальних экспедиций в Византию или Персию, о походах в восточную прибалтику говорится, как о чем-то рутинном, не особо героическом. Наконец, были найдены археологические подтверждения скандинавского присутствия в восточной прибалтике. Да и русские письменные источники(прежде всего "Повесть Временных Лет")прямо утверждают, что в 862-м году словене и кривичи, вместе с финскими племенами чудь и веспь, изгнали каких-то варягов из своих земель.
  Правда воспользоваться этим изгнанием было гораздо труднее, чем собственно изгнать. Налицо было отсуствие навыков управления образованиями, крупнее чем племя, а также военных традиций. Радикальные славянофилы, естественно, утверждают, что все это было, и на более высоком уровне, чем где бы то ни было. На мой взгляд их аргументация несостоятельна и легко опровергается как предшествующими, так и последующими событиями.
  Согласно ПВЛ, эти племена, будучи не в силах разобраться между собой, посылают представителей к князю Рюрику "варяжского племени Русь", с просьбой "прийти и княжить ими". Что тот и делает. Существует множество мнений на этот счет. Одни говорят, что это дало название будущей нации, другие приводят славянские и другие варианты происхождения слова "Русь". Одни говорят, что Рюрик был призван как князь, другие - как командир наемной дружины. Одни говорят, что позже он захватил власть, другие - что кроме военного командования, никакой другой властью Рюрик не обладал. Мы сошлись на том, что вне зависимости от обстоятельств появления, с 862-го года Рюрик считается главой русского протогосударства. Нигде не приводится прямых свидетельств, указывающих на нечто, противоречащее этому положению. А значит и мы считаем его таковым.
   А вот насчет существования его братьев - Трувора и Синеуса, пришедших с ним, согласно ПВЛ - у нас есть веские причины сомневаться. Во-первых, кроме факта прибытия, они никак абсолютно себя не проявляют. Во-вторых, города Белозеро, в котором сел княжить один из них, не существовало в Х веке. Но главные причины - лингвистические. Такие имена не были зафиксированы ни в Скандинавии, ни в других местах, ни в указываемый период, ни в близлежащие. А с другой стороны на шведском языке того времени "sine hus" несомненно означало "свой дом(род)", а "tru war" - "верная дружина". Отсюда, кстати, происходит "варяги" - "warg"("дружинник")

    Правда, насчет самого Рюрика в ПВЛ и других местах много всяких слухов, но ничего особо интересного и достоверного. Известно, что два его то ли родственника, то ли дружинника, Аскольд и Дир, отпросились идти в Константинополь, но дошли до Киева, воцарились там и остались. Утверждается, что у Рюрика был сын Игорь, который был мал к моменту его смерти(879), и посему при малолетнем Игоре был назначен "регент" Олег. Насчет "регентства" Олега мы поговорим чуть позже, а пока раскажем о его деятельности, о которой известно гораздо больше, чем о Рюрике.

В 882-м году Олег отправляется в поход на юг. Сначала он берет Смоленск - столицу кривичей. Потом Киев. Он убивает Аскольда и Дира, а затем переносит столицу державы в Киев. После этого он идет в походы на радимичей и северян и собирает с них дань. Интересно, что северяне являлись данниками хазар - на их территории распологалась хазарская крепость, которая не была разрушена Олегом. Но и хазары не приняли никаких мер против Олега. Хазария безусловно не была государством, настолько сильным, чтобы противостоять, открыто и всегда, всем, кто желал в каких-либо целях проходить через ее огромную территорию. Пропускать норманнов без боя в Каспийское Море и обратно было обычной практикой Каганата. И уж точно не имели хазары сил изгнать многочисленных и воинственных печенегов, как раз при Олеге начавших просачиваться на их территорию. Так что, я думаю им было просто не до Олега тогда.
  В 907-м году Олег собирает огромное войско и флот. В ПВЛ говорится о 2000 ладьях и 80 000 тысячах воинов. Это - безусловное преувеличение. Численность варяжских княжеских дружин тогда была 200-400 человек. Киевский князь мог иметь большую личную дружину + несколько дружин подчиненных и союзных князей + N-ное кол-во некняжеских скандинавских отрядов + взятые по произволу или по собственному желанию небольшие славянские племенные отряды +(возможно)наемники,кочевники-тюрки. Короче, несколько тысяч разнородного войска Олег мог собрать. По тем временам это все равно была огромная сила. Даже несколько десятков викингов могли достигать тогда весьма внушительных результатов.
  Я не проверял, вела ли Византия какую-то войну в 907-м, но когда флот Олега подошел к Константинополю, византийского флота там не оказалось, что весьма странно. В византийских источниках вообще ничего не говорится о походе Олега, хотя имеется мирный договор того же года. Так что нам остается лишь опираться на ПВЛ, хотя многое из того, что там написано, не может быть правдой. Например, утверждается, что когда греки перегородили Босфор огромной цепью, Олег поставил все свои ладьи на колеса, и посуху, под парусами, переехал в константинопольскую гавань. Как бы то ни было, византийцы заплатили Олегу выкуп и разрешили русским купцам безпошлинно торговать в Царьграде. Славянофильски настроенные ученые видят в этом величайшее достижение, но на самом деле это была самая обычная практика Империи. Решать дело деньгами, там где это можно сделать не применяя оружия стремятся все гос-ва, имеющие деньги. А Византия в Х веке была богатейшим государством, и сумма, выплаченая Олегу, была мизерной для имперской казны.
  Кроме договора 907, существует также договор 911-го года, вобщем повторяющий положения первого. Возможно речь идет об одном и том же договоре, возможно Олег ходил на Царьград дважды.В любом случае, в следующем,912-м году Олег умирает, как говорит предание, от укуса змеи.
Киевским князем становится Игорь, по преданию - сын Рюрика. Однако, если воспринимать предание буквально, возникает множество проблем. Где был Игорь 33(!)года "регентства" Олега? Об этом абсолютно ничего не говорится. Договоры с Византией осуществлялись от имени Олега. Правление Олега закончилось с его смертью. И только тогда все вспоминают о сыне Рюрика, которому уже, как минимум 34 года. Видимо мы имеем дело с явной модернизацией. Для летописца 12-го века династический принцип был естественным, и поэтому пришлось "подгонять" всю эту историю с "регентством". Но если исходить из вполне естественного предположения, что в Х веке еще не было(да и не могло быть) единой княжеской династии, а было много различных военных вождей, правивших то тут то там с помощью своих скандинавских дружин, то никакого противоречия не возникает. Рюрик, Аскольд, Дир, Олег, Игорь - это все вожди варяжских дружин, находящиеся в большем или меньшем родстве друг с другом, но преследующие каждый собственные интересы. Их действия по отношению к другим также не отличаются от типичных операций викингов того времени. Где могли они захватывали власть, оседая в укрепленных центрах и собирая дань с окрестных аборигенов. Сбор дани - "полюдье" - это не налоговая операция властей государства, а военная экспедиция варяжских "рэкетиров"

  http://rushistory-box.stsland.ru/Map/15_map_max.jpg

  Хотя военно-варяжская прослойка и славянизируется довольно быстро(в частности многие принимают славянскую религию), они все еще наверняка чувствуют себя довольно обособленно. С окрестными племенами славян их не связывают серьезные экономические и культурные связи. Они не имеют возможности вмешиваться в быт племен на постоянной основе. Да и имей они ее, надо прежде расширить мышление до масштабов "государственного". Не имея наглядного опыта, надо обладать огромными способностями, доступными еденицам. Есть основания предполагать, что таковыми обладала Ольга, жена Игоря. Но проявить их при муже средневековая традиция не позволяла. Игорь же был типичным варяжским вождем. Начинает свое правление он с грабительских походов на Кавказ в 913-914 годах. Но поход был прерван первым появлением на Руси печенегов в 915. Пришлось срочно возвращатся "играть мускулами". Не думаю, что печенежская орда была очень напугана появлением дружины Игоря(печенеги не ушли с Руси), но активной агрессии тогда не проявила. В 941 году Игорь идет по стопам Олега в поход на Константинополь. Но в этот раз никаких чудес не произошло. Византийские армия и флот оказались на месте. И если на суше варяжско-славянские "руссы" были грозными противниками, то на море византийские тяжелые галеры, вооруженные "греческим огнем" не оставляли киевским ладьям никаких шансов. Разбитый под Царьградом Игорь отправляется грабить южное побережье Черного Моря, но греческий флот настигает и блокирует его. Новый договор ликвидирует все привилегии, данные при Олеге, и обязывает Игоря оказывать военную помощь Византии.
  Утверждается, что в 944 Игорь предпринимает второй поход против греков, на этот раз по суше. Но они отменяют унизительные статьи договора 941 и откупаются от Игоря, еще до того, как он ступает на землю Византии. Насколько я знаю, это не подтверждается греческими источниками. Недоверие вызывает и тот факт, что в следуещем году Игорь идет на древлян брать с них дань по второму разу. Зачем предпринимать столь неблагородное дело, если твои сундуки полны греческим золотом?
  Лично я думаю, что никакого откупа не было, поход 944-го был или оборонительным или неудачным или его вообще не было. Разгрома 941 года было вполне достаточно, чтобы полностью подорвать ресурсы Игоря. И вполне логично, что крайней нуждой, а не дъявольской жадностью Игоря объясняется его попытка вторично содрать дань.
 
  Как бы то ни было, древляне воспринимают это как незаконный произвол и в 945 году мочат Игоря со всей его дружиной. Бразды правления берет его жена, Ольга. Уже одно это говорит о ее недюжиных способностях. Дальнейшее ее жизнеописание еще больше убеждает в этом. В ПВЛ ее называют "мудрейшей всех человек". По легенде она отправляется в столицу древлян Коростень с небольшой свитой, широкой улыбкой и всепрощающими речами. Глупое мужичье очаровывается прекрасной княгиней и дарит ей многочисленные подарки, среди которых много голубей - уже тогда символов мира. С такой же лыбой Оля отъезжает немного, дожидается темноты, привязывает к голубиным лапкам горящие угольки и отпускает их домой. А когда Коростень вспыхивает, возвращается с дружиной.
  Все это настолько поэтично, что вряд ли правда. Лично я думаю, что Ольга и не покидала Киева, а просто послала карательную экспедицию, которая и сожгла этот самый Коростень без всяких голубей. После этого она начинает лично объезжать славянские земли, но не в качестве воителя-рэкетира, а в роли добрoй покровительницы подвластных ей народов. Она устанавливает точные сроки, размеры и места сбора дани("повосты и оброки"). На мой взгляд, это позволяет судить о "государственном" уме Ольги. Во всяком случае, созданный ей институт уже можно назвать "раннегосударственным". Кроме более упорядоченного налогобложения, система Ольги распространилась на территории, не входившие в ареал киевского "полюдья", например Псков и Новгород. В 955 году Ольга едет в Царьград, чтобы установить нормальные и постоянные отношения с Византией, тем самым создавая условия для внешнеполитического оформления Руси как государства. Там она знакомится с христианством. Я думаю, что эта религия(безусловно известная ей и ранее, к тому времени на Руси было уже немало христиан) впечатлила княгиню не только с духовной точки зрения, но и как эффективный инструмент построения государства. В 957-м Ольга вторично едет в Константинополь и принимает крещение. Ее крестным отцом был сам император Константин Багрянородный. Однако когда она возвращается, ее сын Святослав Игоревич уже достигает совершеннолетия и начинает княжить вместе с ней. На этом моменте мы решили остановиться, т.к. час был поздний, и мы решили закруглиться

0

9

Ссылка на подборку фильмов по Карамзину, читает Шевчук.
http://www.youtube.com/results?search_query=История Государства Российского&search=Search

0

10

Я не успел на последней встрече рассказать все, что подготовил. Княжение Святослава - более известный и насыщенный период, чем все, что нам удалось обсудить. А Владимир - вообще гигантская веха в русской истории. Не был использован также и подготовленный Юрой материал об оружии и военном искусстве древних русов. Все это - в среду первого августа. Подтверждать участие, вносить предложения и прочие организационные вопросы можно(и нужно) выкладывать сюда. Сюда же можно выкладывать и личные вопросы и суждения,не высказанные на встрече. Это увеличивает наши познавательные возможности, и, в конечном счете, делает семинар более эффективным и интересным.

0

11

Я не уверен, что организация древних дружин, будет актуальна, мы уже продвинулись к государственности...

0

12

Ничего страшного, я думаю будет интересно узнать как были организованы и чем были вооружены русские дружины до Владимира. К тому же от Владимира до монголов изменения в военном искусстве тоже нельзя назвать революционными. Так что давай, готовься.

0

13

Выкладываю конспект моей третьей по счету(второй подготовленной  :)  )лекции:
  Князь Святослав, сын Игоря и Ольги, родился приблизительно в 942 году. Это был самый яркий русский воитель средневековья и один самых значительных полководцев своего времени. Масштаб его походов огромен. От него нам досталось известное выражение "иду на вы". Детство провел при Свенельде, видном военном деятеле, соратнике Игоря. Княжить начал в 957 году, том самом, когда Ольга вернулась крещенная из Царьграда. Политика христианизации, проводимая Ольгой, в отношении Святослава успехом не увенчалась. Проведший всю жизнь с дружиной князь больше всего заботился об авторитете именно у дружины, в которой на тот момент доминировали язычники.
  В первый свой поход он отправляется на в 964 на Вятичей, данников Хазарского Каганата. В следуещем, 965, он начинает грандиознейшее мероприятие своего времени - Восточный или Хазарский Поход. Первым делом захватывается символ хазарского господства над славянами - крепость Саркел в устье Дона. По одним версиям Саркел разрушается, а на его месте основывается русский город - Белая Вежа. По другим - Саркел просто переименовывается в Белую Вежу. Археология могла бы разрешить этот вопрос, но остатки города до сих пор не найдены.
  Потом Святослав идет на столицу Каганата - Итиль, воюя одновременно с волжскими болгарами. Арабские источники говорят, что Итиль был разрушен русскими в 969, ПВЛ - 968, византийские дипломатические документы говорят о миссии Калокира в 967-68 к Святославу в Киев. Одно несомненно - Итиль был взят и разрушен русскими. Разрушению подвергается и третий главный город Хазарии - Семендер, но тут русские и арабские источники расходятся полностью - арабы однозначно утверждают, что старая столица была захвачена некими "гузами" - тюркским народом, видимо одним из печенежских племен. Косвенные данные подтверждают скорее арабскую версию. Есть также косвенные данные, позволяющие предположить, что Булгар(столица Волжско-Камской Болгарии) был разграблен варягами из Скандинавии, не связанными со Святославом.
  В любом случае, Хазарскому Каганату был нанесен удар, от которого он уже не мог оправиться. Просуществовав еще немного(точно неизвестно сколько), Хазария навсегда исчезает с исторической сцены, уступив место уже кочевавшим на ее территории печенегам и половцам.
  Разгромив Хазарию, Святослав идет на Северный Кавказ, где он облагает данью яссов и касогов(предков осетин и черкессов), и оттуда возвращаерся в Киев. И тут же получает византийское предложение, сопровождаемое 15 кентинариями золота, напасть на Дунайскую Болгарию. На что бы не рассчитывали греки натравливая Русь на болгар, результаты превзошли любые ожидания. В кратчайшие сроки Святослав разбивает болгарские войска и занимает города Болгарии, в том числе Переяславец на Дунае(Преслав). И тут на Киев нападают печенеги и осаждают его. Оставив в Болгарии гарнизоны, князь возвращается в Киев и прогоняет печенегов. Большинство историков, опираясь на греческие источники, считают, что набег был инициирован Византией, не желавшей такого усиления Руси. Есть ученые, утверждающие что в 965-67 русскому разгрому подверглась только западная часть Каганата, и печенегов в 968-69 натравила на Русь ослабленная, но все еще могучая Хазария. И Итиль таким образом был взят и разрушен в результате второго похода в 969, уже после разгрома дунайских болгар и печенегов. Такая версия не противоречит арабской датировке разгрома Итиля - 969.
  Как бы то ни было, в 969 году Святослав оказывается снова в Киеве, и делает следуещее заявление:"Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае — ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли — золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мед и рабы". Ольга, уже старая и больная, просит его повременить до ее смерти, и... умирает через три дня после этого(ПВЛ).
  После этого Святослава уже некому удержать в Киеве. В 970 году происходит то, что историки назовут "первое деление Руси". Святослав оставляет старшего сына Ярополка в Киеве, его младшего брата Олега - в Овруче, бывшем после разрушения Ольгой Коростеня столицей Древлянской земли, а их сводного брата Владимира отправляет княжить в Новгород, по преданию - по просьбе самих новгородцев. Сам же отправляется в Переяславец на Дунае продолжать строить свою "дунайскую" империю.
  К тому времени к власти в Константинополе в результате переворота приходит один из самых талантливых полководцев Х века - Иоанн Цимисхий. В течение 970 года византийское правительство обеспечивает союз с остатками Болгарского царства на востоке и провоцирует вооруженное восстание в западной части, захваченой русскими. Восставших поддерживает византийская армия Варды Склира. Весной 971 Цимисхий лично возглавляет компанию против Святослава. Ему удается запереть Святослава в Доростеле, и после трехмесячной осады князь соглашается уйти из Болгарии с остатками своих войск.
  Но на обратном пути, у днепровских порогов Святослав попадает в засаду, устроенную печенегами. В бою князь гибнет со всей своей дружиной. По преданию, печенежский хан Куря делает из его черепа чашу.
 
  Недолгое восьмилетнее правление Святослава оставило яркий след в русской и мировой истории. Его деяния имели далеко идущие последствия. Разные историки по-разному оценивают князя. Большинство считает его типичным варягом по духу, складу ума и методу действий. От викингов прошлого он отличается, по их мнению, лишь масштабом. Некоторые видят в нем прозорливого построителя государства, очертившего своими походами эскиз будущей России. Часть приписывает ему глубокую идейность, видя в его войнах, особенно с иудейским Хазарским Каганатом, олицетворение борьбы сил Добра(России) и Зла(иудаизма,ислама,тюрок,запада и т.д.). Первые две оценки имеют свои "за" и "против", в третьей я лично никаких исторических "за" не нахожу, сама постановка, на мой взгляд сугубо идеологическая. Все три версии исходят из того, что до 957 решения принимались исключительно Ольгой, а после - Святославом. На встрече была высказана еще одна теория, предпологающая, что и после 957 года во главе Руси стоял и решения принимал не Святослав, а тандем Ольга-Святослав. То, что мы знаем об Ольге, действительно позволяет видеть в ней прозорливый "государственный" ум. А то, что мы знаем о Святославе, говорит о его "викингской" сущности. И Юра предположил, что вполне могло быть, что воинственная варяжская энергия Святослава направлялась его матерью туда, куда, по ее мнению, это было нужно для будущего государства. И как только Ольга умерла, самостоятельная деятельность сына привела его к смерти, а Русь - к потере многого, завоеванного им ранее. На мой взгляд, эта теория ничуть не менее состоятельная, чем первые две, не говоря о третьей.
    По-разному оцениваются учеными и последствия деятельности Святослава. Большинство считают что он "переборщил" своими войнами. Завоевание Болгарии, мол, Руси было не нужно, предприятие было авантюрным и в конце концов провалилось. А разгром Хазарии привел только к отрицательным последствиям, таким как усиление печенегов и половцев, в роли своеобразного щита от которых ученые видят Каганат.
  Этому можно возразить, что все вышеописанное являлось довольно обычной политкой Х века. Болгария, освобожденная от русских была завоевана Византией к 1014 году. При больших удаче или планировании вместо греков, воспользоваться плодами побед Святослава вполне могли русские. Насчет Хазарии можно сказать что, если она и была в конце Х века барьером, то уж очень дырявым. И печенеги, и норманны проходили сквозь нее, не встречая особого сопротивления. Поход Святослава также иллюстрирует слабость державы к тому времени. Кого они могли еще эффективно притеснять - так это как раз восточных славян, которых русские хотели включить в Русь еще при Олеге. И вполне естественной предпосылкой этому должна была быть победа над хазарами. К тому же Русь выходила из тени некогда великой державы и сама становилась таковой. Владимир Святой и Ярослав Мудрый носили престижный титул "каган", что было бы невозможно без разгрома Каганата.
  Более определенно можно высказаться насчет "деления" Руси в 970 году. В принципе, обычная практика того периода, тем не менее, она имела отрицательные последствия почти всюду, где применялась. Не был исключением и этот случай. После смерти Святослава в 972 году почти сразу вспыхивает усобица.   Братья начинают воевать друг с другом, племена отделяются от князей. Ярополк завоевывает землю древлян, в сражении его младший брат Олег погибает. Владимир со своим дядей Добрыней(праобраз былинного Добрыни Никитича)бежит из Новгорода в Скандинавию(977).
   Там они набирают войско и в 978 году возвращаются на Русь. Войдя в Новгород, Владимир сватается к дочери полоцкого князя Рогволда Рогнеде. Летопись говорит, что Рогнеда пренебрежительно отказывает Владимиру, называя его "робичич"- сын рабыни(Владимир был сыном Святослава и Малаши - ключницы Ольги). Тогда он со своими варягами стремительно захватывает Полоцк, убивает Рогволда и двух его сыновей и берет Рогнеду силой. А вместе с ней и полоцкое княжество.
  Есть несколько версий того, что происходило дальше. Мы их особо не рассматривали, из-за их малозначительности и скудости источников. Что действительно важно - это то, что Ярополк гибнет в Родне(под Киевом)где-то между 978 и 980 годом, и к 980 Владимир воцаряется в Киеве. И сразу же развивает бурную деятельность по построению настоящего государства. Можно сказать, что история русского государства начинается именно с Владимира, хотя подготовка к этому велась Ольгой и возможно(неудачно)Ярополком.
  Летопись говорит, что когда Владимир вступил в Киев, его варяги потребовали обложения города данью. Владимир попросил их подождать месяц, а за этот месяц набрал в дружину славян в огромных количествах. После чего многие скандинавы покинули князя, а те, кто остались, были вынуждены подчиниться Владимиру. С викингской вольницей было покончено, вооруженные силы Руси славянизировались и были полностью подчинены князю. С этого момента со страниц летописей исчезают явные скандинавские имена, такие как Рюрик, Асмуд, Тор, Аскольд, Свенельд, Рогволд и т.д. Остаются скандинавские имена, вошедшие в русский язык(Игорь, Олег)и исконно славянские.
  Другим важным мероприятием по объединению государства является введение государственной религии. До введения христианства оставалось еще девять лет, но объединением людей под одной верой Владимир начал заниматься сразу же. Просто тогда это был культ славянских богов - Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши. 
  После этого Владимир развивает военную деятельность по восстановлению державы, сильно уменьшившейся во времена смуты 972-980. В 981 году он идет в поход на Польское Королевство, оформившееся в 965, и успевшее к тому времени захватить Волынь и Червенскую Русь. Владимир отвоевывает эти земли у польского короля Мешко I. В 981-982 он снова покоряет вятичей, 983 - ятвагов, 984 - радимичей. В 985 он идет на Волжско-Камскую Болгарию, побеждает ее и тут же заключает с ней мир.
  К тому времени видимо стало понятно, что славянское язычество не в состоянии стать надежной идеологической базой для великой империи. Летописи говорят о состоявшемся в 986 году при дворе Владимира богословском споре, где представители великих религий излагали Владимиру догматы свой веры. Иудеев Владимир отверг сразу, ибо "разгневался на них Бог, и рассеял по земле, и нет у них своей страны". Он долго слушал описания магометанского рая, т.к."любил жен и всякий блуд", но отказ от свинины и бухла счел невозможным "Руси веселие есть и веселие пить, не можем без того быть". Насчет христианства - то ли он не уяснил тогда разницу между западным и восточным(официально раскола церквей тогда еще не произошло), то ли не сумел выбрать между ними, и послал своих людей в Константинополь посмотреть как молятся разные христиане. Естественно, наибольшее впечатление на них произвел Собор Святой Софии "не знамши на небе ли на земле мы". Дело было за удобными обстоятельствами для крещения.     И они не замедлили представиться - в 987 году император Василий II, воевавший на два фронта - против Болгарии и Варды Фоки, родственника убитого Цимисхием Никифора Фоки, просит у Владимира военной помощи.
  Владимир соглашается, при условии что императоры(вместе с Василием на византийском троне сидел Константин VIII, но гос. делами не занимался) отдадут ему в жены их сестру Анну и проведут крещение. Это означало фактически признание равенства Владимира и Руси с греческим царством. Видимо, положение императоров было тогда достаточно тяжелым, т.к. они соглашаются без торга. Владимир предоставляет Василию шеститысячный отряд, который содействует разгрому Варды Фоки.
  Но когда непосредственная опасность отступает от трона императоров, они решают кинуть Владимира. Тогда он в 988 году осаждает Корсунь(Херсонес в Крыму)и грозится идти на самый Царьград. Императоры идут на попятный(по одним версиям - после взятия Херсонеса, по другим - до, дабы не допустить его). Владимир принимает крещение то ли в Херсонесе, то ли в Киеве. После чего заявляет киевлянам, что "кто не выйдет завтра к реке, тот будет против меня" и крестит население Киева, что считается в истории "крещением Руси". Естественно, не всюду все прошло так гладко и быстро, как в Киеве. В Новгороде, например, принятие новой веры сопровождалось жестокими репрессиями. А на периферии процесс христианизации вообще затянулся на два века. Но это, конечно не повод недооценивать деяние Владимира.
  Все свое долгое правление(9 лет как язычник и 35 как христианин) Владимир посвятил превращению варяжских дружинных вотчин в государство, а живших на его территории разных восточно-славянских и финских племен - в один народ. Владимир строит множество городов по всему государству(наиболее известные из них - Ростов и Владимир) и заселяет их смешанным населением, не связанным родством с местными племенами, но административно - с Киевом. Он начинает чеканку монеты с трезубцем - нынешний герб Украины. Он основывает всюду церкви и монастыри. Ему приписывается также создание первых русских писаных законов. Он становится героем былин под именем Владимира Красное Солнышко, церковь причисляет его к лику святых и называет "Владимир Святой Равноапостольный".
  Время правления Владимира можно было бы назвать временем побед и процветания, если бы не одно обстоятельство - печенеги. Их набеги и разбой являлись постоянным бедствием для Руси, и Владимиру не удалось решить эту проблему.
  Крупные набеги печенегов были в 990,992 году на Переяславль, 993, битва у Васильево в 996, набег на Киев 997, 1001. В 1013 году начинается большая война печенегов в союзе с сыном Мешко I,новым королем Польши Болеславом Храбрым. В нее вплетаются события династических междуусобиц, инициированых сыновьями Владимира Святополком(впоследствии Окаянным) и Ярославом(Мудрым). Видимо, Владимир решил установить четкий порядок престолонаследия, который обделял Святополка и Ярослава. В разгаре этих событий великий князь умирает в 1015 году.
    На следуещей встрече мы отойдем от событийной истории. Белка будет готовить что-то лингвистическое, а Вайсман - религиозное. Так что следующие конспекты(если будут) не мои :P

0

14

Ссылка на Геллера:
http://www.krotov.info/history/11/geller/ind_gell.html

0

15

Алик спасибо за статью, столько букав и все для нас  :thank_you:

0

16

Хотел поделится соображениями насчет двух вещей, по поводу введения новой, христианской религии. Как мы видим была попытка объединить славян под эгидой уже понятной и известной, а так же исповедуемой большинством населения религией, язычеством, скажем так. Но попытка не удается, я думаю что, скорее всего, не удается выстроить вертикаль - Князь (государство) - Религия - Народ, для централизации власти, а существующая на тот момент вертикаль Религия -  Князь (чувак с мечем) - Народ, не позволяет Князю довлеть над умами людей. Поэтому принимается решение ввести религию, которая бы исходила напрямую от Князя, таким образрои Князь становится ее вдохновителем и вертикаль Князь - Религия - Народ вполне читается. Что позволяет, превратить религию в инструмент власти.

Соображение второе
По поводу того, каким образом происходит раздел вотчин, между родственниками князя или завоевателя этих самых земель.
С одной стороны возникает вопрос, зачем завоевателю раздавать земли людям, которые непременно, после его смерти, обязательно перегрызутся и поубивают друг дружку. Почему не оставить все одному человеку, чтоб был мир и покой. И я подумал, что на тот момент, это единственный эффективный способ защиты этих земель от того чтоб их не оттяпали соседи.  Сам воевода, сидит на своей территории и мобилизация проводится самым эффективным образом. Что самое интересное, это то, что все знают, или предполагают о том, что война между братьями будет, и что они, таки поубивают друг друга, но это делается сознательно, эти люди приносятся в жертву целосности земель, потому что это выгоднее чем если они все выживут но один правитель не сможет удержать земли и тогда пиши пропало. А если междуусобица и возникнет, то все останется в рамках семьи (крови) и это лучше, чем кому-то другому. Вот такая драмма.

0

17

Comandor написал(а):

Хотел поделится соображениями насчет двух вещей, по поводу введения новой, христианской религии. Как мы видим была попытка объединить славян под эгидой уже понятной и известной, а так же исповедуемой большинством населения религией, язычеством, скажем так. Но попытка не удается, я думаю что, скорее всего, не удается выстроить вертикаль - Князь (государство) - Религия - Народ, для централизации власти, а существующая на тот момент вертикаль Религия -  Князь (чувак с мечем) - Народ, не позволяет Князю довлеть над умами людей. Поэтому принимается решение ввести религию, которая бы исходила напрямую от Князя, таким образрои Князь становится ее вдохновителем и вертикаль Князь - Религия - Народ вполне читается. Что позволяет, превратить религию в инструмент власти.

юр,мне не очень понятна логика перечисления элементов приведенной тобой структуры,но в целом идея

Comandor написал(а):

Поэтому принимается решение ввести религию, которая бы исходила напрямую от Князя

мне очень нравится.но...
в твоем тезисе есть некая предпосылка.ты исходишь из того,что принятие хри-ва было политическим шагом прозорливого гос-нного деятеля,задумавшего построить некую структуру власти.мне кажется это немного натянутым.это ,конечно,можно и нужно допустить.но можно и оспорить.что, если принятие хри-ва было естественным как у  обычных людей ? если было продиктованно не  прозорливым,дальновидным и рассчетливым умом ,а душевным/духовным  стремлением ? нас научили думать,что есть некие "Великие Деятели",которым доступно провиденциальные,в некоторым смысле сверхчеловеческие способности.а если историю делают люди такие же как мы ?
ведь никто не знал,что хри-во приживется на руси...а ведь после этого еще 2-3 века просуществовало двуеверие.вон как в японии с хри-вом получилось.может он и попытался бы превратить хри-во в инструмент власти,если бы оно ей хоть сколько-нибудь бы обладало в период его жизни.обычно такие вещи складываются долго...с другой стороны можно предположить ,что на тот момент хри-во уже пустило глубокие корни в обществе...но я в этом все таки сомневаюсь,если честно.и откуда он мог знать ,что ему удастся.тем более ,что его предыдущая попытка с перуном провалилась.я думаю,что в то время в большинстве случаев язычники все таки обращались в хри-во или искренне или насильно.а ведь он даже не бывал в царьграде(где мог бы ,например,впечатлиться ролью церкви)...
короче,я не против твоей идеи.я даже за.просто вот такое замечание.может интересно...

да,и по поводу тандема ольга-святослав тоже очень здраво.спасибо.

0

18

В старших классах и вузах учили как раз, что историю делают массы, то есть

историю делают люди такие же как мы

а "Великие Деятели" суть выразители воли и стремлений социальных классов.

которым доступно провиденциальные,в некоторым смысле сверхчеловеческие способности

- не очень марксисткое заявление, так учили думать детей и быдло, но "социалистическую интеллигенцию" учили другому.
 

ты исходишь из того,что принятие хри-ва было политическим шагом прозорливого гос-нного деятеля,задумавшего построить некую структуру власти

Общий анализ деятельности Владимира позволяет видеть в нем не то чтобы абсолютного прагматика, но существо политическое. Его "идеей" была Русь (в государственном смысле). Все остальное - инструменты для осуществления этой идеи. В отличие, скажем, от его тезки по прозвищу - Людовика Святого, чья религиозность не вызывает сомнений.
 

обычно такие вещи складываются долго...с другой стороны можно предположить ,что на тот момент хри-во уже пустило глубокие корни в обществе

Смотря где. В Киеве - пустило, и доказательством сему могут служить легкость обращения, а также упоминание, что в Киеве в 1018 году(через три года после смерти Владимира) было около 400 црквей. Вряд ли можно было столько построить за 38 лет, да еще и не имея глубоких корней. А в других местах, там где христианство не имело корней - так там процесс и затянулся на два века.

и откуда он мог знать ,что ему удастся

Не мог. Но решившись на что-либо, посвящял всю свою энергию и саму свою жизнь без остатка осуществлению цели. Особенность "Великих Деятелей".

тем более ,что его предыдущая попытка с перуном провалилась.

Цель, которую Владимир себе поставил - объединение населения Руси в один народ, с одной идеологией(религией). Инструмент, выбраный сначала, оказался неудачным. Естественно, это оказалось гигантским препятствием на пути к цели. Естественно, такая резкая смена инструмента, могла не то что дискредитировать Владимира, она вполне могла его погубить. Но для людей масштаба Владимира цель - важнее жизни. Поэтому они ее и достигают. Тот, кто внутренне готов отступить, никогда не добивается столь грандиозных результатов.

0

19

В тему семинара, сам не видел, но может быть неплохо.
http://img3.nnm.ru/imagez/gallery/a/d/3/3/2/ad33261edf9a0f06cc4cbca52fcaed00_full.jpg

Продолжительность: 103 минуты
Год выпуска: 2003
Жанр: Фэнтази, Драма
Актеры :Михал Жебровский ("Ведьмак"), Марина Александрова ("Азазель"), Даниэл Ольбрыхский ("Сибирский цирюльник") и Богдан Ступка ("Заяц над бездной")
Режиссер: Ежи Гоффман

Язык: Русский профессиональный перевод
Продолжительность: 1:42
Качество: DVDRip
Формат: DivX
Видео: 640x272; 25 fps; 807 Кбит/с; XviD
Звук: 48kHz; стерео; mp3, 134 kbit/s
Размер: 700 Мб

Действие фильма разворачивается в девятом веке, в языческих племенах древних славян. Знатные князья ведут непрерывные войны, борясь за влияние и власть. Но даже здесь, среди грязи и крови, находится место благородству, чести, любви... Как, впрочем, подлости и коварству.

Ежи Гоффман в очередной раз преподнес подарок всем любителям исторического боевика и делает это мастерски! Он сумел соединить исторические хроники, языческие славянские мифы и фрагменты повести польского беллетриста XIX века Йозефа Крошевского, превратив картину в незабываемое зрелище. Обилие батальных сцен, динамичность сюжетной линии и блестящая игра ведущих звёзд польского, российского и украинского кино делают эту ленту неподражаемой вдвойне.

http://rapidshare.com/files/2524531/Kog … 1.rar.html
http://rapidshare.com/files/2527647/Kog … 2.rar.html
http://rapidshare.com/files/2530476/Kog … 3.rar.html
http://rapidshare.com/files/2534041/Kog … 4.rar.html
http://rapidshare.com/files/2537022/Kog … 5.rar.html
http://rapidshare.com/files/2539746/Kog … 6.rar.html
http://rapidshare.com/files/2543177/Kog … 7.rar.html
http://rapidshare.com/files/2545531/Kog … 8.rar.html

0

20

Как я и говорил, тут накладка. Мешко I, который ввел христианство - современник Ольги, Святослава и Владимира. А тут речь идет о первом из династии Пястов. Точных данных о предшественниках Мешко нет, есть лишь имена, указываемые в фильме. Но принято считать, что Земовит княжил в первой половине IX века. То есть за сто лет до Ольги. Так что сподвижники его не могли знать о фокусе с голубями, который учинила "давным-давно одна русская княгиня".

0

21

Moro4at ludyam golovu, rezhiseri, a potom u nas zemlya ploskaya.  :/

0

22

вот интересно как в средневековье узнали ,что земля плоская.нигде же этого не написано.может просто экстраполяция : вот тут под ногами плоско -  везде плоско ?

юрий,вам - строгий выговор за пропуск ! :)

0

23

Замотался по делам, ездили квартиру присматривать, постараюсь присутствовать на след. семинаре.

0

24

http://img3.nnm.ru/imagez/gallery/5/e/c/d/7/5ecd73880ae6027ddbedb830bd26fa15_full.jpg
Киевская Русь IX-XII веков - это, во-первых, колыбель государственности трех братских народов - русских, украинцев и белорусов, а во-вторых, это одна из крупнейших держав средневековой Европы, игравшая важную историческую роль в судьбах народов и государств Запада, Востока и отдаленного Севера. От сравнительно небольшого союза славянских племен Среднего Поднепровья
(истоки этого союза уходят во времена Геродота) Русь выросла до огромной державы, объединившей как все восточнославянские племена, так и ряд литовско-латышских племен Прибалтики и многочисленные финно-угорские племена северо-востока Европы.


СОДЕРЖАНИЕ
ОТ АВТОРА
НАЧАЛО РУСИ
"ОТКУДУ ЕСТЬ ПОШЛА РУСЬСКАЯ ЗЕМЛЯ?"
Происхождение и древнейшие судьбы славян
Происхождение Руси
ОБРАЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВА РУСИ
РУСЬ ПЕРВОНАЧАЛЬНАЯ (IX -- СЕРЕДИНА X ВЕКА)
Полюдье
Сбыт полюдья
УКРЕПЛЕНИЕ ДЕРЖАВЫ
РАСЦВЕТ КИЕВСКОЙ РУСИ
ВЛАДИМИР КРАСНОЕ СОЛНЫШКО
ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ И ЯРОСЛАВИЧИ
Феодальный замок XI--XII веков
Народные массы. "Смерды" и "ремественники"
Восстание в Киеве в 1068 году
УСОБИЦЫ И ЕДИНСТВО (КОНЕЦ XI - НАЧАЛО XII ВЕКА)
Князья "Гориславичи" и киевское восстание 1113 года
Владимир Мономах -- боярский князь (1053--1113--1125 годы)
РОЖДЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ КНЯЖЕСТВ
СУВЕРЕННЫЕ ФЕОДАЛЬНЫЕ ЗЕМЛИ
Источники
ЮЖНОРУССКИЕ КНЯЖЕСТВА В XII -- НАЧАЛЕ XIII ВЕКА
Киевское княжество
Черниговское и Северское княжества
Галицко-Волынские земли
СЕВЕРОРУССКИЕ КНЯЖЕСТВА В XII -- НАЧАЛЕ XIII ВЕКА
Полоцкое княжество
Смоленское княжество
Новгород Великий
Владимиро-Суздальское княжество
КУЛЬТУРА РУСИ IX - XIII ВЕКОВ
ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА
ЛИТЕРАТУРА ПО ИСТОРИИ РУСИ И РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ IX--XIII ВЕКОВ

автор Рыбаков Б. А.
Размер: 2.29 Мб
Формат: Word

http://ifolder.ru/3122703
http://www.megaupload.com/?d=8BPOPQH2

0

25

это академик Рыбаков,автор крупной (и ,возможно,единственной) работы по славянскому и древнерусскому язычеству.
думаю ,что это очень неплохая книга
спасибо !

0

26

http://www.redstar.ru/2007/04/18_04/6_02.html

0

27

Что то, опять напоминает - Россия родина слонов, хотя, конечно евреи и стремятся принизить роль России в истории планеты ради своих меркантильных выгод.

Продолжаю читать.

0

28

Не хотят немцы не только уходить назад (так вопрос вообще никто не ставит, в том числе и я) в свои туранские степи, но даже вспоминать о том, что они были тюрками, вошедшими в русскую культуру и перешедшими на ломаный русский язык. Ибо все так называемые индоевропейские языки являются исковерканным и упрощенным русским языком. Поэтому на фоне русского языка любой западноевропейский выглядит грубым и примитивным, что с фонетической, что с грамматической, что со словообразовательной точки зрения. Так называемая «загадочная русская душа» – это просто нормальная человеческая психика с нормальной человеческой этикой, осуждающие неправедное богатство как зло, а погоню за «золотым тельцом» – как недостойный человека способ существования. Наконец, русские – это и есть раса кроманьонцев, до которой едва дотянулись некоторые городские жители Германии, поспешив объявить себя «нордической расой». Но статистических подсчетов они не проводили, занимаясь нерепрезентативными выборками, иначе бы оказалось, что так называемая «нордическая раса» состоит из этнических русских, а не германцев. Поэтому, чтобы как-то смотреться на фоне русских богатырей, западноевропейская культура придумывает всяческие ухищрения. Вроде того, что полотна сюрреалистов продаются за миллионы долларов, тогда как картины русского реализма – не дороже тысяч. Иначе и до сих пор на первом месте по всем показателям русские стояли бы на первом месте. Так что я бы вопрос поставил наоборот: не почему европейцы не любят Россию и русских, а почему они любят себя больше русских? И ответ прост – потому, что они махровые эгоисты.

Гениально!

0

29

Если кто не видел
http://rm.foto.radikal.ru/0709/25/51d635d4ce77.jpg

http://www.stepashka.com/forum/index.ph … opic=63766

0

30

Интересная лекция на тему

Название: Волхв Велеслав. "Культ огня у славян" (лекция)
Жанр: Документальный
Год: 2006
Время: 01 ч. 30 мин.
Качество: SCR
Формат: XVid
Видео: 352 x 288
Звук: MP3; Stereo; 128 kbps

Страна: Россия
Жанр: Религиозный-Образовательный
Режиссер: Студия ВуК
В ролях:Велеслав - верховода Русско-Славянской Родноверческой общины РОДОЛЮБИЕ.
Качество: CamRip

Лекция о простых понятиях как Язычество, Вера. Рассказывает о богах так же отвечает на вопросы слушателей.Рассказывает о стихиях Воды, Земли, Огня, Воздуха.
Вообщем о ведических славян.

http://www.rapidshare.ru/397325
http://slavyanskaya-kultura.nnm.ru/_vol … an_lekciya

Еще одна ссылка на материал
http://kamin.nnm.ru/tajna_slavyanskoj_civilizacii

0


Вы здесь » Cerber Team » History forum » "Великая Русь и болтливая жидь" Семинар в Реховоте, посвященный русск