You are welcome gentlemen in our Strikeball forum!

Cerber Team

Объявление

Друзья! Братья и сЕстры! Форум снова в действии, все на tacticball.co.il/forum вперед!!!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Cerber Team » History forum » "различия между моралью и политикой"


"различия между моралью и политикой"

Сообщений 1 страница 50 из 62

1

Очень различные вещи. А конфуцианство и пыталось их объеденить. Вернее
создать этические нормы, признаваемые всюду, в том числе и в политике. В
чем-то это удалось, в чем-то нет.

0

2

а вопросы по поводу конфуцианства сюда или на ту ветку?

0

3

Придется, сначала, обозначить, что мы понимаем под моралью, что под политикой. Я сильно сомневаюсь, что политику можно, как-то отодрать от других понятий и выставить на обозрение отдельно от всего, но это единственный путь, чтоб попытаться обнаружить или не обнаружить искомые различия. Интересно будет сформулировать мораль, что это за зверь такой, это еще может даже получится.

0

4

Туда вопросы по конфуцианству, насколько оно связано с развалом Китая, сюда - об отношениях этики и политики в конфуцианстве и не только. К чему больше подходит твой вопрос - решай сам. Если думаешь, что ни к чему, но обсуждать хочешь - открывай новую ветку ;)

0

5

Alik написал(а):

Очень различные вещи

не согласен.политическое учение по определению строится на этическом.я написал свое мнение по этому поводу в китайцах.если надо,могу сюда продублировать.

мораль определить не сложно,думаю.это личная система нравстенных координат,нечто близкое по смылу понятию совесть.

кстати,понятие этика близко по смыслу тому ,в каком мораль употребляется относительно басни или притчи : то есть регламент, норматив поведения/мышления.

0

6

raloszet написал(а):

мораль определить не сложно,думаю.это личная система нравстенных координат,нечто близкое по смылу понятию совесть.

ИМХО, мораль - это не личный, а общественный норматив. Общественная мораль vs. личная совесть.

Alik написал(а):

А конфуцианство и пыталось их объеденить. Вернее создать этические нормы, признаваемые всюду, в том числе и в политике

По-моему, все религии пытались это сделать. Сложность этой задачи в том, что этические нормы надо постоянно навязывать. А навязать какие-либо взгляды политикам сложнее всего, т.к. у политиков сила.
Успешнее всего эта задача решалась при равенстве сил между государством и церковью. Когда церковь была достаточно сильна, чтобы навязать мораль политикам. Но недостаточно сильна, чтобы разжиреть и загнить самой.
Приблизительно такая ситуация и была у конфуцианцев. С одной стороны, достаточно большое политическое влияние. С другой стороны - жесткая конкуренция с даосами и буддистами.
Ничего сверхъестественного на тему этической политики конфуцианцы не придумали.

0

7

Rany написал(а):

мораль - это не личный, а общественный норматив

у слова мораль в руссом языке 2 значения.одно - общественный норматив (часть этики,как я уже писал ранее),другое - нравственность,личная система координат.например,во фразе "что у вас за мораль такая  ?" имеется в виду личный нравственный закон.это я и имел в виду.

Rany написал(а):

По-моему, все религии пытались это сделать

согласен.религия всегда претендует на все сферы жизни без исключения.

Rany написал(а):

Успешнее всего эта задача решалась при равенстве сил между государством и церковью

разве равенство сил возможно ? да и при равенстве сил они скорее будут находится в состоянии вражды.
например,в древней индии или дохристианской ирландии жреческая власть была сильнее и авторитетнее светской и поэтому могла навязывать.в россии церковь всегда была слабее и стояла на службе у гос-ва. а в католической европе при примерном равенстве сил между ними шла война.

0

8

raloszet написал(а):

разве равенство сил возможно ?

Речь не идет о строгом равенстве с точностью до десятого знака после запятой. Имеется в виду ситуация, когда нет полного подчинения одной ветви власти другой.

raloszet написал(а):

да и при равенстве сил они скорее будут находится в состоянии вражды.

ИМХО, у государства и церкви слишком разные сферы влияния и интересов, чтобы возник кризис власти. Если даже и возникает столкновение интересов, то оно эффективно решается торговлей.

raloszet написал(а):

в католической европе при примерном равенстве сил между ними шла война

ИМХО, такие войны были только в 18 веке, с началом индустриализации и появлением новой элиты.
До того войны существовали только на уровне мифов. Например в "Трех мушкетерах" кардинал Ришельё изображается чуть ли не врагом короля. Хотя на самом деле он очень много сделал для укрепления королевской власти.

0

9

Rany написал(а):

у государства и церкви слишком разные сферы влияния и интересов, чтобы возник кризис власти.

как же разные ,когда мы говорим о борьбе за власть.именно она и является объектом конкуренции

Rany написал(а):

Если даже и возникает столкновение интересов, то оно эффективно решается торговлей.

приведите примеры,пожалуйста.борьба за власть внутри общества решается не торговлей,по-моему.

Rany написал(а):

такие войны были только в 18 веке, с началом индустриализации и появлением новой элиты

какие такие в 18 веке ? я говорил о борьбе между императором и церковью.это на несколько веков раньше.

0

10

оба понятия имеют множество смысловых значений что несколько усложняет обсуждение
будет легче если вместе с доводом писать также что в данном случае вы подразумеваете под данным понятием

0

11

Alik написал(а):

Очень различные вещи. А конфуцианство и пыталось их объеденить. Вернее
создать этические нормы, признаваемые всюду, в том числе и в политике. В
чем-то это удалось, в чем-то нет.

моральные и этические нормы по моему тоже не есть одно и тоже
этика это поведение подабающее определённой группе людей
приведу пример, не лучший но вроде как подходит: нарушать закон аморально для любого человека но для полицейского это ещё и неэтично

Отредактировано Dozent (2007-07-09 13:53:57)

0

12

raloszet написал(а):

борьба за власть внутри общества решается не торговлей,по-моему

Власть - очень широкое понятие. Можно контролировать разные сферы и разными способами. Потеря контроля над сферой своей некомпетентности дает освобождение от ответственности за эту сферу.
Например царь делает что-то непопулярное, а церковь - удерживает народ от протестов. При этом царь заявляет "ну я же не святой", а церковь говорит "ну мы-то ни при чем". В этом есть выгода для обеих сторон, которым остается только выяснить детали:
1) Какие непопулярные действия царя церковь согласится поддержать, а какие объявит аморальными и запретит.
2) Что церковь получит за поддержку, и чего лишится в случае отказа от поддержки.
А это уже выясняется торговлей.

Единственное исключение - когда есть прямой конфликт интересов. Например когда царь хочет отнять что-то у самой церкви. Тут уж конечно начинается война, но это редко стоит того.

raloszet написал(а):

я говорил о борьбе между императором и церковью

О борьбе за инвеституру? Ну так это исключение. Два недальновидных мужика поцапались себе же на беду. Дело кончилось сделкой, чего и следовало ожидать.

0

13

вы ,видимо, под торговлей имеете в виду торг...
любые договоренности можно назвать торгом.в известном смысле многие нормы складывалась на протяжении длительного времени и их конечная форма являлась результатом торга между различными социальными группами.если, конечно, они(нормы) не навязывались жесткой рукой реформатора/завоевателя.ясно,что норма введенная по договоренности имеет больше шансов ,чем навязанная.
и что ?

Rany написал(а):

Единственное исключение - когда есть прямой конфликт интересов. Например когда царь хочет отнять что-то у самой церкви.

вон петр отнял и никакой войны.и еще много примеров можно привести.

0

14

raloszet написал(а):

ясно,что норма введенная по договоренности имеет больше шансов ,чем навязанная

Договоренность не всегда возможна.
Есть ситуация двоевластия, когда:
1) Постоянная торговля и склоки лишают власть способности принимать хоть какие-то решения.
2) Одна "голова" на фиг не нужна другой, и только мешается.
3) Временная победа одной "головы" нарушает равновесие в ее пользу, и дает ей шанс избавиться от соперника.
Двоевластие нестабильно. Оно возникает редко, а когда возникает - неминуемо приводит к драке.

raloszet написал(а):

и что ?

Я хотел сказать, что тандем государство-церковь не является двоевластием. А наоборот, системой тем более эффективной, чем лучше она уравновешена.

raloszet написал(а):

вон петр отнял и никакой войны

Почему же никакой? Пытались вести, по мере скромных сил.

0

15

У каждой религии есть "посыл", позиционирующий церковь по отношению к власти. В христианстве ситуация получилась довольно противоречива. С одной стороны была светская власть, легитимированая традицией и самой церковью и которой все миряне обязаны были подчиняться. С другой стороны были служители культа, которые в принципе являлись представитилями Б-га среди людей. Но в то же время они являются гражданами гос-ва. И отношения между этими разными ипостасями церковников, их конкретное место в конкретном обществе не оговорено самим учением.И выяснялись эти отношения каждый раз по ситуации, и требовало это новых и новых толкований, как данная ситуация соотносится с учением.
  А например народы, воспринявшие исламскую политическую традицию(арабы,мавры, персы), уважали власть, только если она не была светской. Халиф, Эмир, Султан - это духовные лидеры, которым в силу их духовного лидерства доверена вся власть, в том числе и мирская. Чего конечно не скажешь о тюркских кочевниках, пакистанских индийцах, индонезийцах и прочих, воспринявших исламскую духовную традицию, но в делах мирских продолжавших опираться на доисламские национальные традиции.
  А вот конфуцианство на фоне этих отношений стоит несколько особняком.
  Я вот что думаю: дело тут в том что в центре этого учения находится личность "мудреца", а не "пророка", как в многих других религиях. "Пророк" - уже не человек, а уста божества, внедренные в человека. И слова "пророка" ценны не их содержанием, а их происхождением. Если бы то же самое сказал кто-нибудь другой, то это вполне могло звучать неправдоподобно, неприемлемо, банально и т.д., но поскольку это сказал Бог...
  А слова "мудреца" аппелируют к разуму людей. Они не призывают человека действовать вопреки собственным воззрениям, повинуясь авторитету говорящего. Они формируют это самое воззрение. И очень много приемуществ дает учение, с которым человек действительно "согласен", по сравнению с тем, которое он может даже и не понимать, но обязан верить, ибо так говорит Бог.
   И одно из них - ей несоразмеримо легче находится в гармонии со светской властью. Что и происходило до поры до времени в Китае.

0

16

сложно согласиться с первой частью твоего тезиса.много скрытых допущений,которые должны быть оговорены:

Alik написал(а):

Но в то же время они являются гражданами гос-ва

некорректно.не было никаких граждан и зачастую они как раз не были обязаны подчиняться светской власти.да и ни в коей мере не идентифицировали себя ни миряне и клир гражданами гос-ва.это очень позднее явление.

у арабов с султанами тоже не все так просто.духовная власть могла находится в руках халифа,а светская - султана.как в египте.
а в теократическом иране сегодня у президента очень много власти.

теперь о пророках.строго говоря пророки существуют только в аврамических религиях и их вариациях.

Alik написал(а):

И слова "пророка" ценны не их содержанием, а их происхождением.

некорректно.очень.слова пророка ценны содержанием благодаря их происхождению.

Alik написал(а):

Если бы то же самое сказал кто-нибудь другой, то это вполне могло звучать неправдоподобно, неприемлемо, банально и т.д., но поскольку это сказал Бог...

не,адепт так не мыслит.
если это слова бога,то никто другой их сказать бы не мог кроме его пророка.

Alik написал(а):

А слова "мудреца" аппелируют к разуму людей. Они не призывают человека действовать вопреки собственным воззрениям, повинуясь авторитету говорящего. Они формируют это самое воззрение. И очень много приемуществ дает учение, с которым человек действительно "согласен", по сравнению с тем, которое он может даже и не понимать, но обязан верить, ибо так говорит Бог.

нет.и мудрец и пророк - реформаторы.оба они именно формируют воззрение.в этом между ними нет разницы.а новые правила всегда вызывают вопросы и сомнения.
да и кроме того некорректно сравнивать конфуцианство ,которое само не занималось метафизикой,а приняло архаичные культы с хри-вом и исламом.

0

17

Alik написал(а):

У каждой религии есть "посыл", позиционирующий церковь по отношению к власти

Этот посыл очень быстро меняется, как только меняется общественное положение религии.
Иисус - преследуемый властями сектант. Отсюда его "Богу Богово, а кесарю - кесарево". Но как только папы корешатся с властями, граница между Боговым и кесаревым быстренько исчезает.
Мухаммед - вождь клана, распространяющий свое влияние с помощью новой религии. Отсюда светское и духовное лидерство в одном лице. Но как только султаны отстраивают себе дворцы с гаремами, их интерес к духовному пропадает.
Конфуций использует моду на мудрецов среди китайской знати. Отсюда аппелирование к разуму. Но как только его идеи попадают в массы, они становятся не рассуждениями, а изречениями "самого" Конфуция.

0

18

raloszet написал(а):

не было никаких граждан

да и ни в коей мере не идентифицировали себя ни миряне и клир гражданами гос-ва.это очень позднее явление.

"Граждане" - условно. Можно заменить на "подданные короны"

raloszet написал(а):

зачастую они как раз не были обязаны подчиняться светской власти

"Зачастую" а не "всегда". Об этом я и говорил, когда заявлял, что отношения менялись в зависимости от конкретной ситуации.

raloszet написал(а):

духовная власть могла находится в руках халифа,а светская - султана.как в египте.

Это - ТОЛЬКО в период правления мамлюков, да и то не весь. Не самый продолжительный и не самый характерный вариант.

raloszet написал(а):

в теократическом иране сегодня у президента очень много власти.

Я сам настолько привык считать, что Ираном правит режим аятоллы, что когда мне указали, что с приходом Ахмадинеджада там произошли большие перемены(во всяком случае в сфере духовной и светской власти), что для меня это было потрясением. Не спеши оценивать нынешний Иран, про него еще мало что можно сказать наверняка

raloszet написал(а):

некорректно.очень.слова пророка ценны содержанием благодаря их происхождению

не,адепт так не мыслит.
если это слова бога,то никто другой их сказать бы не мог кроме его пророка.

"Масло маслянное". Я говорил о разнице между аппеляцией к авторитету божества и аппеляцией к разуму человека. Здесь ты просто говоришь более подробно об авторитете божества.

raloszet написал(а):

нет.и мудрец и пророк - реформаторы.оба они именно формируют воззрение.в этом между ними нет разницы.

Я не говорю, что "пророк" не формирует воззрение. Но разница есть.  Механизьм формирования совершенно другой.

raloszet написал(а):

а новые правила всегда вызывают вопросы и сомнения.

Согласен. Но, опять же, разница в том, каким образом они разрешаются.

raloszet написал(а):

да и кроме того некорректно сравнивать конфуцианство ,которое само не занималось метафизикой,а приняло архаичные культы с хри-вом и исламом.

Почему некорректно? Я же и пытаюсь установить особенности. Что же некорректного в том, что именно на различия я и указываю?

0

19

в средневековой европе не были они поддаными короны.ни налогов,ни службы в армии,ни назначения на посты.

тогда указывай о каком периоде пишешь.

не самый характерный - да.но он был.потому я и заметил.

я не спешу.указываю на на те факты ,которые противоречат твоему тезису.это совершенно необходимо для лучшего понимания истории отношений между "церковью" и гос-вом.по-моему,необходимо.

Отредактировано raloszet (2007-07-10 01:25:47)

0

20

Вот что ты написал : "Если бы то же самое сказал кто-нибудь другой, то это вполне могло звучать неправдоподобно, неприемлемо, банально и т.д., но поскольку это сказал Бог..."
я же заметил,что так строить утверждение некорректно,так как никто другой не мог сказать тех слов ,которые сказал бог.с точки зрения адепта твое допущение абсурдно.

Alik написал(а):

Механизьм формирования совершенно другой.

может и другой.но не факт.обычно,формирование мировозрения процесс долгий.традиция  складывается  долго.в процессе личность реформатора обрастает легендами и мифологизируется в обоих случаях.так что не уверен ,что другой.

Alik написал(а):

Но, опять же, разница в том, каким образом они разрешаются.

авторитетно.даже евангелисты обращаются к своим пасторам,забывая о solo scriptura

Alik написал(а):

Что же некорректного в том, что именно на различия я и указываю?

:) то ,как ты сравниваешь :

Alik написал(а):

И очень много приемуществ дает учение, с которым человек действительно "согласен", по сравнению с тем, которое он может даже и не понимать, но обязан верить, ибо так говорит Бог.

мы не знаем ,что такое "действительно согласен".если он согласен, будучи воспитанным в духе конфуцианской этики,то это ни чем не отличается от согласия адепта хри-кой этики.

0

21

В любой период, если есть государство, то люди, живущие на его территории кем-то по отношению к нему являются. Вот это "кем-то" я и назвал условно термином "граждане". Мне этот термин показался наиболее универсальным. Можешь заменить на любой другой. Типичнейший пример того, как копья ломаются из-за термина, оставляя за бортом саму мысль.
   То же самое могу сказать насчет всего остального. Мой "тезис" - указание на разницу между аппеляцией к разуму человека и аппеляцией к авторитету божества. На концепции "мудреца" и "пророка". Что именно ты оспариваешь? Ты находишь, что никакой разницы нет, и явление не имеет место быть? Или есть, но она не принципиальна? Или принципиальна, но моя аргументация и мое описание явления неудачны в силу своей некорректности? Приведи свое видение.

Отредактировано Alik (2007-07-10 10:29:11)

0

22

повторюсь в 3ий раз.ты написал :

Alik написал(а):

И отношения между этими разными ипостасями церковников, их конкретное место в конкретном обществе не оговорено самим учением.И выяснялись эти отношения каждый раз по ситуации, и требовало это новых и новых толкований, как данная ситуация соотносится с учением.

я оспариваю это допущение.никаких проблем с самоидентификацией не было.никаких разных ипостасей.у тебя неверно исходное утверждение.Чего ты прицепился к "гражданам" ? :)
теперь понимаешь о чем я ? уточяю на всякий случай еще раз : я оспариваю твою мысль о проблеме ,связанной  с разными "ипостасями" церковников  "проживающих на тер-ии гос-ва и как-то к нему относящихся" ,а не термин "граждане".
по-моему,никакой "ипостасной" проблемы не было.

почему-то приходится напоминать о чем мы спорим....итак,твои слова "несоразмеримо легче находится в гармонии со светской властью"...напоминаю,мы говорим не о разнице вообще ,а о разнице в "гармоничном" ключе.
я считаю,что в смысле "гармонии между инстанциями" нет совершенно никакой разницы между "аппеляцией к разуму человека и аппеляцией к авторитету божества"
в обоих случаях адепты полагаются на авторитет.так работает мышление приверженца.авторитет ли текста,учителя или традиции.

0

23

нарушать закон аморально для любого человека но для полицейского это ещё и неэтично

Понравилось.
К стати, этот конфликт с совестью часто объигрывается в голливудских фильмах, когда полицейский идет на совершение преступления ради спасения всего мира. Поэтому, получается, сказанно правильно и мысль верна, но все относительно, все познается в сравнении. Если требуется поступить аморально и неэтично, но для чего-то большого и положительного, то величина этого положительного способна оправдать его поступок в глазах общества и в его собственных. Не секрет, что на этом поприще огромное количество спекуляций, измерить это непредставляется возможным. Хотел счастья вам всем, поэтому пришлось вас всех временно убить   :D

0

24

raloszet написал(а):

я считаю,что в смысле "гармонии между инстанциями" нет совершенно никакой разницы между "аппеляцией к разуму человека и аппеляцией к авторитету божества"

А я считаю, что между согласием, основанным на вере и согласием, основанным на понимании, разница почти такая же, как между самими верой и пониманием. Светская власть рациональна по своей сути в большинстве случаев. С ней можно соглашаться(или не соглашаться), но "верить" в нее весьма проблематично. А конфуцианство рассуждает о китайском гос. устройстве буквально, без всякой метафизики. И объясняет его в рациональном ключе. И проблемы у китайцев со своей властью начались тогда, когда жизнь изменилась настолько, что учение уже не могло буквально объяснить происходящее вокруг них. А другие учения не могли буквально описать повседневность гораздо раньше, максимум через несколько столетий после появления учения на свет(может за исключением иудаизма). Опять же, произошло это потому что китайское общество было настолько консервативным или учение Конфуция обладало таким "консервирующим" свойством - вопрос нерешаемый.

Отредактировано Alik (2007-07-11 18:18:49)

0

25

Alik написал(а):

разница почти такая же, как между самими верой и пониманием

Разница между верой и пониманием видна только извне. Когда человек верит, ему кажется, что он понимает.

0

26

Да ну? То есть ты утверждаешь, что все евреи ПОНИМАЮТ почему им нельзя есть свинину?

0

27

На мой взгляд разница между верой и пониманием вполне ощутима, вера это вещь замешанная на эмоциях и не подлежит логическому или упорядоченному обоснованию. Понимание это скорее всего то что я могу объяснить и себе и другим и при этом так, что они поймут, а не поверят  :rolleyes:
Например: я могу верить что русские машины лучше японских потому, что это укладывается в моем прорусском мировозрении илюбви ко всему русскому, но субъективным мировозрением и любовью тут делу не помочь и приходится перечислить характеристики и статистику японских и русских авто и сравнить и станет понятно что такое хорошо, а что такое плохо  :D

0

28

поддерживаю предыдущего оратора.Рани сказал ,что

Rany написал(а):

Когда человек верит, ему кажется, что он понимает

.
и это очень верно.не надо думать ,что для представителей разных культур понимание выглядит совершенно одинаковым образом.понимание - штука неодназначная и обусловленная культурой.кроме того надо помнить ,что в основе любой понятийной системы всегда лежит вера (не та что faith,а та что belief).
этика конфуция была нововведением для китайца того периода ?  если да,то для понимания того ,что предлагал К. обывателю  ,для начала, было необходимо научиться думать по-новому.а чтобы думать по-новому нужно поверить ,что новая система лучше старой.а чтобы научиться нужно понять как оно работает.так что вера и понимание очень близкие родственники.скорее даже сиамские.

Comandor написал(а):

Понимание это скорее всего то что я могу объяснить и себе и другим и при этом так, что они поймут, а не поверят

когда не выработан формальный язык (как в мат-ке) всё очень сложно.никто не знает ,что понимают те,кому мы объясняем.факт,что зачастую это весьма разные вещи.

Comandor написал(а):

приходится перечислить характеристики и статистику японских и русских авто и сравнить и станет понятно

станет понятно,если ты принимаешь на веру,что эти хар-ки и ста-ки отражают качество автомобиля.

0

29

Да, действительно, сложность наверное в том что граница между верой и пониманием "плавающая" или динамичная, она может быть тонкой, может стиратся и вообще не существовать или быть значительной и заметной. Скорее это, все-таки, разные вещи с разной структурой и базой, но со способностью переплетаться и перетекать из одного в другое.

0

30

Alik написал(а):

Да ну? То есть ты утверждаешь, что все евреи ПОНИМАЮТ почему им нельзя есть свинину?

Есть несколько вариантов.
1) Человек верит, думая что понимает.

Цитата из фильма "pulp fiction" (AKA криминальное чтиво):

- Свиньи - гнусные животные. Я не ем гнусных животных.
- Но бекон-то вкусный. И свиные отбивные вкусные.
- Может, помойная крыса, будет на вкус как тыквенный пирог - я этого никогда не узнаю, потому что я не ем всякую грязную х%#ню. Свиньи постоянно роются в грязи и спят в говне. Это гнусные животные. И я не собираюсь есть животное, которое жрет собственное говно.
- А как насчет собаки? Собака тоже ест собственное говно.
- Собачатину я тоже не ем.
- Понимаю, но считаешь ли ты и собаку - гнусным животным?
- Я бы не стал заходить так далеко, и называть собаку "гнусным животным".
- Но то, что она грязная, это точно.
- Но у собаки есть индивидуальность. А индивидуальность - это другое дело.

2) Человек не понимает и не верит, а просто делает свой выбор. Экзистенциализм, короче.
3) Человек лицемерит.

0

31

Rany написал(а):

Есть несколько вариантов

Не хватает одного варианта:
Человек не понимает(может даже и не пытается понять), а просто верит. А между тем этот вариант представляется мне далеко не самым редким. Но не в этом суть.
  Еще в "китайской" ветке указывалось на необходимость при обсуждении чего-либо иметь какие-то точки отсчета, отталкиваясь от которых можно устанавливать отличия и особенности. Конфуцианское мировосприятие таки ДА отличается от других. И именно на отличия я, в меру своих скромных сил, и пытаюсь указать. Используя определенную систему координат.
  А вы, товарищи, подвергаете бесконечному оспариванию не столько мои мысли в рамках этой системы, сколько мои точки отсчета. Тогда давайте оставим на время религии, власть и прочее, и договоримся о каких-то точках отсчета, приемлемых для всех. А то так можно спорить бесконечно и абсолютно непродуктивно.

Отредактировано Alik (2007-07-12 15:39:58)

0

32

ты почему-то уже второй раз называешь нашу дискуссию непродуктивным спором   :)
а что плохого в том,что твои собеседники указывают на некорректность некоторых твоих точек отсчета ? если ты соглашаешься,то сам можешь пересмотреть свое понимание всей системы.так строится пирамида аналитического знания.иного пути нет.

Alik написал(а):

Человек не понимает(может даже и не пытается понять), а просто верит

так тоже бывает.и о что это говорит ? лично я пытался сказать ,что человек не может только лишь понимать,не веря вовсе.речь о том,что только верить можно,а только понимать - нет.и поэтому четкого разделения между согласием по пониманию и согласием по вере быть не может.и я объяснил почему.уточню еще раз : это происходит не потому ,что все верующие (в смысле faith) ,а потому что все верят (в смысле belief).такова природа когниции.
этот спор не имеет никакого отношения к конфуцианству.я оспариваю твой тезис о принципальной разнице между тем,кто повелся за мудрецом и тем,кто за  пророком.

я не очень представляю как можно договориться о точках отсчета.но если предложишь ,будем обсуждать.

Отредактировано raloszet (2007-07-12 16:16:22)

0

33

raloszet написал(а):

я не очень представляю как можно договориться о точках отсчета.но если предложишь ,будем обсуждать

Предлагаю: вера (faith)  и рациональное понимание(reason) - разные вещи. Есть пограничные области, где разница между ними размыта, но для того, чтобы продолжать дискуссию, не надо на них концентрироваться. Достаточно областей, где разница между ними ощутима, и такие более характерны для повседневного восприятия. Веру, которая belief,  предлагаю не затрагивать т.к. она пронизывает любую мысль. Можно также сказать, что она неотделима от какой-либо мысли. А это делает ее абсолютно неконкретной.

0

34

Alik написал(а):

Достаточно областей, где разница между ними ощутима

Приведи пример.

0

35

предположим,что я согласился.но ты-то и так исходил из этого же категоричного разделения.и всячески это подчеркивал.ладно,пошли дальше.

0

36

Пойдем ;)   Так вот, светская власть оперирует,в основном, рациональными категориями. И если гос. религией является учение "пророка", ирациональное в большинстве своих установок, то возникает много конфликтов, которые должны решатся торгом, борьбой, софистикой и прочими вещами, подрывающими общественную гармонию :rolleyes:                                                                                                                  Например: Не думаю, чтобы в каком либо из государств, население коих исповедовало христианство, был закон, предписывающий прощать совершивших преступление. А учение явно говорит об этом, я бы даже назвал эту идею одной из основных в христианстве.
   Между учением Конфуция же и китайской властью противоречий такого масштаба не было. Конечно, они расходились во мнениях по многим вопросам в разные периоды времени. Но они говорили на одном языке. Китайские институты, в тех случаях, когда они стремились функционировать по конфуцианским заповедям(а это происходило почти всегда), стремились буквально выполнять предписания Учителя.
   В отличие, скажем, от исскуства. Тут, по моей логике, конфуцианство должно находится в гораздо более жалком положении, чем учения "пророков". Как мне кажется, произведений искусства, вдохновленных конфуцианством, несравненно меньше, чем инспирированных тем же христианством. К сожалению, именно "кажется" - мои познания в исскустве весьма скудны. Прошу всех, кто имеет на этот счет информацию и суждения, выкладывать. Хотя, возможно, это тема для отдельной ветки.

Отредактировано Alik (2007-07-13 02:29:10)

0

37

Alik написал:
Достаточно областей, где разница между ними ощутима
Приведи пример.

У меня есть пример, -человек покупает лотерейный билет - он верит, что выиграет.
Человек вкладывает деньги в банк под процент, он знает, что заработает.

0

38

Имею сказать по поводу искусства: искусство в средневековьее служило не только самовыражению художника но и самовозвышению заказчика.
При этом сам художник мог не являться набожным человеком(насколько это было возможно).
Все величайшие произведения искусства(в любом его проявлении) творились либо для знати либо для церкви.

Возможно конфуцианство просто не являлось столь благодатной почвой для искусства.
Там где все гормонируют сами с собой не нужно возвышаться ибо если крестьянин станит купцом то он лишится этой самой гармонии и перестанет быть счастливым. Императору же это всё ваще нафиг не надо в отличии от европейских королей пытающихся перещеголять друг друга, ибо Китай это "центр земли" и он круче всех по определению.

По поводу веры: да ну вас.

Отредактировано Dozent (2007-07-13 09:11:10)

0

39

Comandor написал(а):

У меня есть пример, -человек покупает лотерейный билет - он верит, что выиграет.

Если он действительно верит, то говорит "я знаю, что мне сейчас повезет".
Если же он не считает, что знает, значит не верит. А играет ради наркотического чувства азарта. Или сознательно рискует небольшой суммой ради шанса большого куша.

Alik написал(а):

Между учением Конфуция же и китайской властью противоречий такого масштаба не было.

Это не потому что христианство иррационально. А потому что оно изначально создавалась как анти-государственная религия, и изначально опиралось на преступников. В то время как учение Конфуция создавалось для тогдашней китайской власти.

Я бы добавил, что христианские трактаты более рациональны, чем конфуцианские. Конфуций поучает читателя свысока, редко рассматривая другие мнения и минимально заботясь об аргументации. Иисус же ведет диспуты со скептически настроенной аудиторией, и убеждает ее аргументами. С нашей т.з. его аргументы очень слабые, но рассчитаны-то они не на нас.

Отредактировано Rany (2007-07-13 09:30:22)

0

40

Ты прав :yes:  Снимаю свой тезис о большей рациональности конфуцианства. То же насчет "пророка" и "мудреца", в применении к истории, наверное, разница между ними не столь важна и заметна. Тем не менее, то, что учение Конфуция больше гармонировало с китайской повседневностью, чем, скажем, христианство с повседневностью европейской, у меня сомнений не вызывает. Просто причинно-следственная связь, приведенная мной, оказалась отчасти несостоятельной, отчасти недостаточной. Приведенное соображение

Это не потому что христианство иррационально. А потому что оно изначально создавалась как анти-государственная религия, и изначально опиралось на преступников. В то время как учение Конфуция создавалось для тогдашней китайской власти

считаю весьма ценным, и многое объясняющим. Но это далеко не все. Будем дальше копать  :bb:

0

41

Это не потому что христианство иррационально. А потому что оно изначально создавалась как анти-государственная религия, и изначально опиралось на преступников.

Я сказал бы что христианство просто несостоятельно, оно не может дать решений на все случаи жизни и как следствие извращается на любой вкус с самого момента его появления.
По поводу антигосударственности и опоры на преступников: необоснованное заявление.

0

42

По поводу опоры на преступников - в принципе, да, если понимать буквально, то трудно согласится. Лично я понял "преступников" как "аутсайдеров", людей, не нашедших себе места в жизни при существующем положении вещей, и готовых оправдать все что угодно, лишь бы насолить/изменить/уничтожить это самое положение. Если данный "преступник" - это что-то иное, надо уточнить что.
     А насчет антигосударственности - обоснованное что пипец. Раннее христианство находилось в тотальной оппозиции как к иудейской идеологии, так и к римской власти.

0

43

Христианство как религия появилось в четвёртом веке с подачи власть имущих, есть мнение что на тот момент оно УЖЕ имело мало общего с тем что было в начале и при его создании как раз делался упор на удержание власти.

0

44

Как государственная религия. К тому моменту, да, отличий от первоначального хр-ва уже было много. А противоречий еще больше. И чем дальше, тем больше их становилось. Можно, конечно сказать, что так происходило всегда и везде. Да, это так. Но мощь количественных различий зачастую может оказаться гораздо сильнее различий принципиальных. Пример: сектанты почти всегда преследуются гораздо жестче, чем иноверцы.

0

45

Иудаизм вроде как не менялся.

0

46

:lol:

0

47

Я сказал бы что христианство просто несостоятельно, оно не может дать решений на все случаи жизни и как следствие извращается на любой вкус с самого момента его появления.

Мне кажется, что любая религия, или, то что берет на себя право объяснять действительность, всегда не поспевает за динамикой жизни.
А иудаизм, наверное, все таки, менялся как и все остальное, начать можно хоть с того что сначала религиозные обряды исполняли жрецы, как во всех цивилизованных странах того времени, а иудаизм в виде синагог и хождения по ним в шаббат появились позже, если я не ошибаюсь.

0

48

Alik написал(а):

Пример: сектанты почти всегда преследуются гораздо жестче, чем иноверцы.

Ты уверен? По-моему это свойственно только авраамическим религиям.

0

49

А Путята, еще когда Перуна для Владимира насаживал? Больше правда, припомнить не могу из неавраамических. Но в любом случае, мой пример был для иллюстрации. Когда количественные противоречия сильнее качественных. Даже если мой пример касается токмо авраамических религий, по-моему он все равно подходит.

0

50

а что, менялся?(ну если не считать разрушения храма)
добавлялись и удлинялись молитвы, но ничего не отменялось
появлялись лишь новые запреты(как включать свет бешабат)
ну и ещё многожёнство отменилось
кицур шульхан арух ничем не противоречит мишне, в грузии и в индии молятся одинаково, все свитки торы во всём мире написаны идентично
думаю что в общем заявление небезоснавательно
сори за офтоп
а о чом мы вобще говолили?

0


Вы здесь » Cerber Team » History forum » "различия между моралью и политикой"